Автор: DevCool
Опубликованно: 22.02.2025
В начале 2024 – 2025 учебного года, педагоги-филологи узнали о том, что в этом году помимо привычных ВПР по русскому языку им предстоит готовить учеников 5-8, а также 10 классов к ВПР по литературе. Признаться, меня эта информация порадовала: в какой-то степени проверочные работы такого формата способствуют лучшей подготовке учеников к предмету. Не секрет, что школьники с каждым годом все больше и больше теряют интерес к чтению, а тут такой подарок!
Особенно радует, что задания (судя по образцу демоверсии), соответствуют программе и не требуют от учеников демонстрации сверхспособностей. Остается один вопрос: какими пособиями пользоваться, чтобы не только заинтересовать своих учеников предметом, художественным текстом, но и способствовать пониманию важности чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития.
Изучив сборники по подготовке к ВПР по литературе, я остановилась на серии учебных пособий «ВПР. Литература. Типовые задания» издательства «Экзамен» авторов Е.Л. Ерохиной, О.Н. Бойцова и А.А. Соколовой. Отмечу достоинства этих сборников.
Во-первых, они рекомендованы Федеральным институтом оценки качества образования для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования. Значит, педагог смело может полагаться на них при подготовке к ВПР.
Во-вторых, удобным для педагога является и то, что в учебных пособиях дана система оценивания проверочной работы на примере одного варианта. Там и критерии оценивания, и нужное количество баллов, и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале. Все в одном!
В-третьих, в сборниках типовых заданий представлено 10, 15 и 25 вариантов. Этого, вполне достаточно для того, чтобы успешно подготовиться к ВПР, осветить основные теоретико-литературные понятия, тщательно и осмысленно отработать задания.
В-четвертых, пособия разработаны для всех классов, в которых введена ВПР, что позволит педагогу, работающему в любом из таких классов найти нужную информацию и без труда подготовить своих учеников.
Сборник «Всероссийская проверочная работа. Литература: 5 класс. 25 вариантов. Типовые задания» – отличный пример. Каждый из двадцати пяти вариантов содержит 6 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1–3 требуют краткого ответа в виде слова или словосочетания. Задание 4 предполагает ответ в виде последовательности цифр.
Пять заданий являются базовыми; задания 6 – повышенный уровень сложности, в заданиях 5 и 6 предполагается развернутый ответ.
Обучающимся в 5-х и 6-х классах представленные в пособиях задания помогут определить уровень читательской грамотности.
В сборниках издательства «Экзамен» сочетаются вопросы, требующие конкретного ответа, и задания, способные раскрыть творческий потенциал учащихся. Например, ученикам 5-го класса предлагается назвать литературный приём, позволяющий автору высмеивать различные аспекты жизни или термин, которым обозначается эпическое произведение небольшого объёма. В этом же пособии пятиклассники могут вспомнить героев литературных произведений, которые они обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. А далее ответить на вопрос – с кем из героев они хотели бы подружиться? Почему именно с ним?
В пособиях содержатся не только подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, но и правильные ответы на все задания.
Хочу особо обратить внимание учителей, работающих в 8 классе, на подобранные для заданий тексты. Тексты, нацелены на духовно-нравственное взросление школьников, развитие чувства патриотизма, исторической и культурной идентичности. Именно в этом возрасте у учеников начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков, возникает интерес к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Получая правильную информацию, читая художественные произведения, подростки выстраивают собственную систему ценностей по отношению к другим людям, обществу и самому себе.
В этом смысле текстам анализируемого издания хочется поставить только 5+ по пятибалльной шкале. Читайте сами: «Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали её робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею…», «Лицо его, румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу лиц, которые, сколько я мог заметить, почти всегда возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам. Он, видимо, старался придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучающее», «Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы».
Здесь и о чистой любви, и о взаимоотношениях, и о Родине – много о чем говорят эти отрывки школьникам.
Далее встречаем текст А.П. Чехова «Тоска», полный человеческой жестокости, трагедии простого человека, затерявшегося в равнодушной толпе. Текст предлагает задуматься о том, что бездушие убивает людей, делает их подобными другому чеховскому персонажу (провизору из рассказа «В аптеке»), текст о котором также присутствует в сборнике.
Задание №1 нацелено на точечный анализ художественного текста, направлен на осмысление основных жизненных тем, способствует становлению личности, взрослению. Все вопросы соответствуют возрасту учеников, их багажу знаний, умению рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения.
Второе задание нацелено на выявление базовых знаний по теории литературы (род литературы, жанры, тропы, виды рифм, литературные приемы, литературное направление и прочие термины). Все проверяемые знания соответствуют программе, и это в очередной раз помогает убедиться в том, что бояться ВПР по литературе не стоит.
Радует и подход к заданию №3. Суть его, разумеется, одинакова во всех учебных пособиях (выписать из приведённого фрагмента слово, означающее, например, «убедить в чём-либо» или «слушать с особым вниманием»), но при этом авторы выбирают слова, знание значений которых подталкивает к анализу, осознанию важности того или иного действия, важности развития и духовного роста. Достаточно привести примеры таких формулировок: «дать кому-либо приют и пропитание», «стараться понравиться», «оценочная характеристика чьего-либо действия, поступка, отличающегося проявлением высоких душевных качеств, щедрости души, благородства».
Безусловно, стоит уделить внимание заданию №4. Оно, как и задания до и после, создает преемственность между ОГЭ и ЕГЭ по литературе и даже 22 заданием ЕГЭ по русскому языку. Ученикам нужно установить соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца.
Это непросто, поскольку требует от читателя чуткости, внимания к слову, умения тонко чувствовать текст, ведь задания по нахождению средств художественной выразительности всегда вызывали отторжение у учеников. В сборнике мы видим грамотный подбор примеров из лирических текстов, понимаемых, с точки зрения возраста, школьниками. Это, безусловно, настраивает на позитивный лад, располагает, вызывает доверие и желание познавать богатый, многогранный мир поэзии.
Формулировка заданий №5 и №6 направлена на проверку знаний прозаического и лирического текстов. Невозможно, не читая произведение, не зная его содержание, дать уверенный, глубокий, аргументированный ответ на предложенные вопросы. Задания снова ориентируют учеников на умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с автором текста, героями произведения, а также с читающими его сочинение людьми. Что, вне всякого сомнения, продумано авторами сборника.
Удобны пособия и в использовании: предусмотрены места для письменных ответов, комментариев педагога. Если применять их для подготовки к ВПР всему классу, то они станут в какой-то степени рабочими тетрадями, в которых будет отражена системная, поэтапная и оцененная педагогом подготовка школьника к ВПР по литературе.
Всероссийские проверочные работы проводятся Рособрнадзором с 2015 года. Сегодня они стали привычной частью учебного процесса. Тем не менее, введение новых предметов порой тревожит не только учеников и родителей, но и учителей. Однако, беспокоиться не стоит.
Плюсы ВПР по литературе я описала ранее, отмечу еще и то, что большая часть заданий в какой-то степени схожа с ОГЭ и ЕГЭ по литературе, что позволяет планомерно готовить учеников к экзамену уже с 5 класса. Ученик под чутким руководством своего старшего товарища сможет открыть новые грани изученного произведения, сможет лучше понять не только окружающий мир, но и себя и, возможно, полюбит такой школьный предмет, как литература. Уверенно рекомендую пособия и коллегам, и учителям, и родителям!
Здесь пока нет комментарий, будьте первым.
Зарегистрируйтесь на StudCrew, чтобы оставить комментарий