С небес на землю: родителям показали реальный уровень знаний выпускников накануне ЕГЭ | StudCrew

С небес на землю: родителям показали реальный уровень знаний выпускников накануне ЕГЭ

Автор: DevCool
Опубликованно: 22.02.2025
Обучение Просмотров: 4

Вот к чему приводит старательное закрывание глаз на реальность со стороны родителей и постоянное списывание среди школьников.

К снятию розовых очков. Накануне ЕГЭ.

Не первая подобная история, но и ЕГЭ проводится каждый год. И каждый год мне, репетитору, приходится сталкиваться с одним и тем же – с убеждённостью родителей, даже с верой в правильность выбранной стратегии перед поступлением.

А стратегия у многих следующая:

Не знает? Ну пусть спишет, прорвёмся. Сначала контрольные, потом ВПР, потом ОГЭ. Главное – сдать ЕГЭ. Уж к ЕГЭ-то мы подготовимся: наймём репетиторов, будем много заниматься, стараться. Сдадим и поступим в выбранный вуз.

(Неважно, что такое ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Испытания. Контрольные. Экзамены.)

***

Реальное положение вещей удалось продемонстрировать одной знакомой учительнице не в городской, а в деревенской школе.

Двенадцать школьников. Трое сдают базовый уровень, о них не говорим. А вот девять нацелились на серьёзные математические вузы. Пятеро претендуют на Бауманку.

(Примечание. Репетиторы у нескольких учеников есть. По моим данным с одиннадцатого класса. Если ученик слабый, времени не хватит. Я бы не взялась точно.)

Теперь о профильном уровне, который выпускники должны продемонстрировать.

Это жестокая алгебра, высокая стереометрия, злобная тригонометрия, многоликая вероятность и прочие демоны могущественного царства чисел.

Всего 19 заданий. Чтобы сдать экзамен, достаточно шести номеров. (В интернете написано, что 5-6, но я выбрала верхнюю планку.)

Так вот, товарищи, на эту планку и нацеливается класс. Она вполне реальна. Технически. Мы, репетиторы, справляемся с ней не то что бы играючи, далеко не всегда такое сделать легко, но возможность натаскать на эти номера есть.

Почему натаскать, а не научить? Потому что научить выпускника, который ошибается в таблице умножения, параболу не отличает от гиперболы и гордится умением делить в уме чётные двузначные натуральные числа пополам (даже не зная, что они чётные и натуральные), уже невозможно. То есть, возможно, но не за такое короткое время. Ребята привыкают действовать проверенными методами – не работать головой и подтасовывать результаты. Подобный образ действия весьма затрудняет процесс обучения. Даже не так. Такой подход вообще бесполезен.

И вот эти пятеро с шестью номерами замахиваются на Бауманку, где математика уже с первого курса выглядит как полотна Босха. Про остальные курсы даже начинать не буду. Самой страшно. Как вспомню, там креститься начинаю (шутка).

Учительница честно говорит родителям: "Они не потянут. Они даже если поступят, то учиться не смогут".

Родители успокаивают трепетного педагога: "Ничего страшного. На платное отделение поступят".

Педагог не унимается: "Так они же ничего не делают! Как они сдадут?! Я задаю, а они списывают! Тренироваться же надо, а они списывают!"

"Спокойно! У нас репетиторы! Шесть номеров в кармане!"

"Но они ничего не знают!"

"И не надо! Минимум сдадут – и славно. А потом в институте подтянутся!"

 
 

Чувствую, буквально слышу, как некоторым читателям хочется заклеймить учительницу печатью непрофессионализма.

Не в ней дело. В самой системе. На первом плене в школе сегодня успеваемость, а не знания. В эту игру приходится играть всем участникам учебного процесса. Учителя бы и рады учить, но полноценно не получается. Не на то акцент ставится.

Отступила. Возвращаюсь.

***

Решили всё-таки провести пробник (такое предварительное написание экзаменационной работы). Не официальный, а кустарный, для себя, а не для галочки.

Взяли первые 12 номеров, в них не нужно давать развёрнутый ответ. Присутствовали: учительница, директор и глава родительского комитета.

Мероприятие носило именно неофициальный характер, потому что на официальном пробнике списать можно. Тут предполагалось увидеть реальность, что есть на самом деле. Коршунами следили за птенцами. Чтобы честь по чести.

Лишённые помощи, школьники справились откровенно плохо. Необходимые пять номеров решили не все.

Правильный ход. Так и родители получили честную картину, а не привычные усреднённо-приемлемые результаты; и учительнице спокойнее; и директору не надо будет отчитываться, почему профиль так ужасно написали. Базовый уровень ЕГЭ несопоставимо легче. Его некоторые девятиклассники с разбега пишут на четвёрку. Я проверяла.

Местечковые школы хороши тем, что в них больше и чаще проявляются человеческие отношения. Личные.

Посидели, поговорили.

Пришлось признать факт, что некоторым не светит Бауманка. Да, настроились. Да, собирались. Но не светит.

Было принято решение готовиться к базе.

Двоих переубедить не удалось.

Наблюдения из личной практики. Поступать со слабой математикой на платное отделение серьёзного технического вуза – почти всегда выкидывание денег на ветер. За крайне редким исключением.

***

Для родителей выпускников: подумайте. Сядьте и подумайте, правильной ли дорогой идёте, товарищи. Пока ещё есть время присмотреть другой вуз. Если сомневаетесь, перестройте стратегию. Не цепляйтесь за воздушные замки. Пусть вуз будет попроще, пусть направление будет другое, зато так шансы приобрести профессию выше. Фикция никому не нужна. Да и незаконченное высшее образование – не то, к чему мы, участники учебного процесса, стремимся.

***

"Ну что вы распереживались?! ОГЭ списывают, и ЕГЭ спишут!" – прониклись традиционные критики канала.

Не знаю. В прошлом году у меня была одна ученица. Она была взрослая, не школьница, и мотивированная. Тоннами решала, километрами писала, старательно понимала и прекрасно запоминала. Пахала.

Нам воздалось. Мы сдали. Нам не нужно было списывать.

В этом году ученики по профильной математике тоже есть. Но не такие, а обычные. Двое включились после зимних каникул. Поздновато, но шансы есть. Баллов на 60-70 написать должны. Но там и вузы попроще.

А вот один ни в какую не заводится. Что в лоб, что по лбу. Зато он профи в списывании. Уже несколько пробников в школе "написал" на 90 баллов (плюс-минус).

И я знаю, что он их "написал", а не написал.

На моих уроках он стабильности не показывает. Нет там и пятидесяти баллов. Нет, я не надеюсь, что он спишет. Надеюсь, что он включится.

Списывать ЕГЭ – искажённая реальность.

ЕГЭ – уже взрослая жизнь.

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь на StudCrew, чтобы оставить комментарий

Другие статьи этого автора

;