"Непробиваемые!" О бесполезной подготовке к ЕГЭ по русскому языку | StudCrew

Автор: Павел

Опубликованно: 24.02.2025


"Непробиваемые!" О бесполезной подготовке к ЕГЭ по русскому языку


"Я считаю, то, что..." – с апломбом, убеждённо и авторитетно... в пятнадцатый раз, когда репетитор предыдущие четырнадцать раз поправил, объяснил и попросил больше так не говорить, заявляет старшеклассник.

"Думаю/то/что" – святой Розенталь! Откуда эта беда на голову учителей сверзилась?! За что?!

А он продолжает так говорить! Кивает, вникает, отчаянно сочувствует, разделяет мою точку зрения, и снова

...думает то, что...

И не он один!

Непробиваемые!

Прямо сейчас передайте школьникам, пожалуйста вот что: надо говорить

Я думаю, что...;

Я считаю, что...;

Мне кажется, что..."

***

Вообще-то, когда обучение строится от частных случаев к общим, а не наоборот, работать весьма тяжко. Ещё когда мотивация – не "знать", а "сдать" – крайне тяжко.

 
 

Предполагалось, что за время учёбы, а классов было одиннадцать, школьник подойдёт к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ), имея за спиной прочный запас знаний, позволяющий ему спокойно и обоснованно продемонстрировать владение предметом.

Это в идеале.

Иногда (довольно часто) приходится сталкиваться с тотальным незнанием элементарных правил, с неумением анализировать прочитанное, с неспособностью усваивать материал.

За одиннадцать лет человек не научился учиться, и ждать от него, что за последний год он вдруг себя проявит и рванёт через тройки к пятёрке, сомнительно.

В некоторых эпизодах буду рада и тройке.

К тому же, сам ЕГЭ лишь частично построен на основе демонстрации знаний. Довольно много заданий, вынуждающих тебя демонстрировать знание исключений.

Любой нормальный человек автоматически найдёт синоним и скажет то, в чём уверен, исключив то, в чём не будет уверен. А в ходе экзамена такие номера, словно кочки на болоте, становятся приговором.

Как, по-вашему, правильно произносятся слова:

Закупорить, сливовый, черпать?

Это задание №4, одно из любимых. Половины слов ребята даже не знают! Правильно, неправильно... Этих слов для них не существует вообще!

Ладно, можно просто вызубрить, а потом забыть.

Но есть задания, в которых надо...

Надо искать подлежащее и сказуемое. Какого класса материал? Начальной школы. Все ли ученики справляются? Нет! Далеко не все! А бывает, когда подлежащего в предложении вообще нет. Или сказуемого нет. Такие особые предложения – односоставные!

Тут начинается сакральный коллапс. "А как искать?! А что делать?!"

Раньше надо было делать. Всю грамматику за полгода в голову не уложишь.

  • Чем причастие отличается от прилагательного?
  • Как распознать деепричастие? Как не изменяется? Почему?! А причастие изменяется?! Ничего не понимаю, они так похоже называются!
  • Что это за слово? Я его даже прочитать не могу! (с гордостью и предубеждением)
  • Тут точно "и". Не почему. Уверен. Тут "е"?! Не может быть! Как спряжение?! Это же глагол, у него склонение! Что?! У глагола?! Спряжение?! Ну вы тут перегибаете, Елена Владимировна...
  • Давайте №23 делать не будем. Да я за два часа такое не прочитаю!
  • Анафора? Парцелляция? Антитеза?! Слушайте, тут про медицину, что ли?!

Не стоит писать в комментариях, что автор преувеличивает. Поверьте, автор преуменьшает.

В любом случае, как в ситуации с чёрными дырами, горизонт событий уже преодолён. Экзамен неминуемо наступит.

Надо выкручиваться при нулевом запасе знаний, наспех откапывая хоть какие-то способности и возможности.

Что-то учим наизусть, что-то успеваем понять, а порой угадываем. Да-да, угадывание верного номера ответа из списка – особый дар современных школьников, неоднократно восхищалась этим третьим глазом мировосприятия.

Самое печальное, что мы не занимаемся русским языком. Мы готовимся к экзамену. Наработанное за такой короткий временной промежуток испарится уже к августу.

Поэтому такой вид подготовки смело можно назвать бесполезным для дальнейшей жизни.

***

Чтобы у вас, дорогие читатели, так неожиданно не приключилось, проследите за парой пунктов класса с шестого:

1. Пусть школьник больше читает. Желательно брать проверенные классические произведения. Разумеется, по возрасту. Я не против современных писателей. Попадались хорошие вещи с правильным языком.

Встречалось и обратное.

Поэтому и говорю – нетленная классика. Она даст именно тот соус, под которым и подаются задания для ЕГЭ. И словечки все оттуда, из классической литературы; и обилие причастных/деепричастных оборотов; и целые стада прямой речи; и толпы сложноподчинённых предложений.

Мозг – древнейший механизм. Даже когда мы не хотим, он выхватывает нужное и полезное. Так некоторые вещи вроде бы не учили, но потом они всплывают из глубины извилин.

Но чтобы они всплыли, их сначала нужно туда погрузить. Упражнений, списанных из ГДЗ, может быть маловато.

2. Приучите ребёнка к регулярности и самостоятельности интеллектуального труда.

У меня есть четвероклассник, по моему настоянию он регулярно трудится над арифметикой. Каждый день по 10-15 минут. Это задел на будущее. При необходимости время можно будет пролонгировать (постепенно) и вектор поменять (с математики на что угодно). Главное – создать регулярный интеллектуальный труд. Пусть минимальный. Для начала.

***

На сегодня с советами заканчиваю. Их много, все в одну статью не поместятся.

***

Спасибо, что почитали. Я так выговариваюсь после трудной рабочей недели🙏

С ударениями справились? Как часто что-нибудь черпаете? Когда последний раз ели что-то сливовое?

И ещё: раз последний! А не крайний!

Комментарии

Зарегистрируйтесь на StudCrew, чтобы оставить комментарий

Здесь пока нет комментарий, будьте первым.