Куда пойти учиться после школы? | StudCrew

Автор: Gennady

Опубликованно: 13.02.2025


Куда пойти учиться после школы?


За последние несколько недель многие мои знакомые обратились ко мне за советом и спросили где их ребенку (или уже не совсем ребенку) лучше продолжить образование после школы. Думаю, что мои советы могут пригодиться и вам. Большую часть жизни я посвятил именно что образованию и работе в науке и кое-какое понимание вопроса сформировалось.

Это риторический вопрос, а его обсуждение плотно граничит с вопросами сугубо политическими. Давайте исходить из того, что вы и ваш ребенок уже приняли решение учиться дальше и сейчас думаете именно над вопросом, куда лучше пойти учиться.

Возможно вы уже побывали в том или ином учебном заведении. Практически все они проводят дни открытых дверей и активно рекламируются. Ориентироваться на такие показательные компании не стоит и сказанное там нужно пропускать через 10 сит (или как там звучит народная мудрость). Правильное впечатление об учебном заведении можно составить скорее исходя из мнения учащихся и даже самих педагогов.

Следующий момент – престижность заведения. Многие абитуриенты стараются активно пробиваться в известные учебные заведения. Прежде, чем сделать это, следует примерно прикинуть, где человек потом захочет работать. Стоит ли овчинка выделки?

Многие крупные работодатели хотят видеть у соискателей дипломы именно хорошо известных учебных заведений. Но, как правило, далеко не все смогут работать в таких организациях. Есть там своя специфика. Лишние нервы при поступлении тогда просто никому не нужны. Так или иначе, любой адекватный работодатель смотрит в первую очередь на квалификацию специалиста или его качества. Он никогда не поставит знак равенства между дипломом престижного учебного заведения и уровнем соискателя.

Так что даже с дипломом неясного учебного заведения работа всегда найдется. Главное, чтобы помимо диплома появились ещё и глубокие знания.

Кстати, показатель, который активно используют учебные заведения - это кто, сколько и куда потом устроился работать. Это совершенно аморфное понятие, на которое не имеет смысла обращать внимание.

Есть и обратная сторона медали. Некоторые организации (даже знаю какие именно, но писать не совсем корректно) ориентированы только на заработок коммерческую составляющую. Поступить туда обычно значительно проще. Такие образовательные учреждения легко выявить и лучше обходить их стороной.

Исходите из простого принципа – если вы уж и решили продолжить образование, то от этого должна быть некоторая ощутимая польза.

Просто так протянуть энное количество лет, получить сомнительный диплом об окончании и не приобрести никаких полезных знаний не имеет никакого смысла. Это просто выброшенное время. Время немалое. Всё это время, например, можно развивать собственное дело или учиться каким-то полезным навыкам. Не нужно думать, что само только образование чем-то вам поможет.

Ключевое слово тут – полезные знания и навыки. Какие именно знания окажутся полезными сказать сейчас сложно. В теории можно было бы исходить из того, что если вы учитесь на «выращивателя кроликов» в Москве, то скорее всего такая специальность не будет сильно востребована в этом городе. Но всё может повернуться так, что именно эти знания вам пригодятся и дадут вам отличную работу.

Поэтому, упор делаем на качество полученного образования, а не его профиль или престиж.

Качество образования в учебном заведении обеспечит хорошая учебная работа которая почти никогда не проводится (не просто лекции под копирку, а именно занятия) и правильное поведение самого обучающегося.

Бывает и такое

Львиная доля студентов посещается занятия с целью попытаться с кем-нибудь переспать и поржать. Понятно, что даже в хорошем учебном заведении такой подход не эффективен.

Хорошо построенный учебный процесс – это не обязательно удел крупных учебных заведений.

Часто и маленькие и даже не особенно популярные учебные заведения проводят обучение очень качественно. Что же касается второго озвученного фактора – это скорее личностные качества, которые следует корректировать самостоятельно. Исходить тут полезно из того, что в результате обучения вы должны получить не диплом, а полноценный набор навыков, который позволит вам решать задачи и на этом зарабатывать. Или, говоря уж рыночным языком – знания, которые можно продать. Или же придётся получать такие знания потом самостоятельно, а 3-5 лет обучения вы потратите зря.

Стоит сказать тут и про профиль образования. Исходить, конечно же, нужно из того, что нравится абитуриенту.

Очень большая ошибка пытаться подмять человека под популярную специальность.

Если человек будет сильным специалистом, то практически в любой сфере (даже в выращивании кроликов из примера выше :)..) в итоге можно будет неплохо устроиться. Разница лишь в том, что популярная специальность сильно упрощает поиск работы и позволяет без особого труда найти какое-то место. Редкая специальность даже при высоком уровне образования заставит человека рыпаться – переезжать в другой регион или очень активно искать работу. Да, редкий специалист будет цениться, но устроиться ему сложнее. Однако, это ни в коем случае не означает, что нужно насильно навязывать отвращающую человека специальность. При всём желании сломать себя и достичь достойного результата без интереса к тематике не получится. Это очень и очень важный момент! Но и дело "для души" быстро кончается, когда прекращается поддержка со стороны родителей.

Простой пример. Сегодня очень модно становиться айтишником. Не надо думать, что ребенок, который ударится в айти, выйдет из колледжа-института и легко найдет работу. Таких специалистов сегодня очень много. Если брать, например, разработчиков ПО, то сначала человек устроится на джуна. Для понимания – зарплата джуна сегодня ровно в два раза ниже зарплаты дворника в Москве :)…На более высокий уровень человека возьмут или после того, как он проработает на младшей позиции пару лет, или если он уже будет обладать столь высокой квалификацией, что поразит работодателя при трудоустройстве. Тут вернемся опять к рассуждениям о «полезны знаниях» и уровне образования…

Мораль сей басни такова – если человек не хотел учиться на программиста, то он получит диплом и посредственный уровень подготовки. Чтобы стать хорошим специалистом своё дело нужно любить.

Если человеку приходится себя ломать и учиться по специальности, которая ему совершенно не подходит, то это будет даже хуже, чем отучиться по любимой специальности. Про выбор специальности я напишу как-нибудь отдельно…Тут существует тонкая грань между общей адекватностью при выборе и любимым делом. Нужна тщательная аналитика и придётся искать баланс между желаемым и действительным.

Исходя из перечисленных факторов можно и предположить, какое учебное заведение выбирать. Если статья вам понравится, то я продолжу иногда рассказывать про специфику системы образования и его выбора. Можете задавать вопросы, если нужен совет.

Комментарии

Зарегистрируйтесь на StudCrew, чтобы оставить комментарий

Здесь пока нет комментарий, будьте первым.